фонематический слух основа правильной речи

Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в это период они много времени проводят на свежем воздухе. Пребывание дошкольников на прогулке в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что – то новое, был наполнен интересным содержанием и те знания, что в течение учебного года давались детям воспитателями, учителем – логопедом не растерялись во время летнее – оздоровительного периода.

Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, очень важно закрепление ранее изученного материала. И поэтому летний период как нельзя лучше подходит для использования этой цели, совмещая мероприятия развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Вспомните, как загораются у малышей, когда вы говорите«А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие внимания.

Игры, разработанные для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, можно проводить в летний оздоровительный период на участке детского сада или на спортивной площадке.

Предлагаемые игры помогут логопедам и воспитателям закрепить изученный материал в течение года, а также повысить эмоциональный настрой детей, создать благоприятную установку на дальнейшее обучение.

Свободное общение в играх позволит детям с речевыми нарушениями совершенствовать и закреплять навыки, полученные в процессе образовательной деятельности за год.

«Кто самый внимательный»

Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Услышав заданный звук в слове, произнесенным взрослым, дети подают сигнал – хлопают в ладоши, рисуют на асфальте мелками определенного цвета квадратики или кружочки.

«Звенит – жужжит»

Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Называются слова со звуками (З) или (Ж). Если дети услышат звук (З) в словах, дети говорят «звенит», а если звук (Ж, дети говорят «жужжит».

«Наоборот»

Цель. Развитие фонематического восприятия.

Педагог или взрослый произносит слог или звук, ребенок произносит слог или звук с оппозиционным звуком (с – ш).

«Найди звук в слове»

Цель. Развитие фонематического восприятия.

Потребуются цветные мелки для рисования. На асфальте рисуются домики для звуков. Произносится слово с заданным звуком. Определяется местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце Вопрос«В каком домике живет звук?» Рисуется окошечко в определенном домике, определенного цвета.

«Живые звуки»

Цель. Развитие фонематического восприятия.

Взрослый выбирает из детей «живые звуки», дает им соответствующие карточки (синего, зеленого, красного цвета). Дети договариваются, каким звуков будет каждый, затем взрослый просит детей составить из звуков определенное слово. Дети, у которых оказались данные звуки, выстраиваются в нужном порядке, составляя слово.

«Деформированные предложения»

Цель. Формирование грамматических категорий.

Детям предлагаются вразнобой слова.

Например: парк, дети, гулять.

плавать, рыбка, аквариум.

Взрослый просит детей составить предложение. Затем можно зарисовать получившиеся предложения на асфальте мелками.

«Найди свой дом».

Цель. Закреплять знания о домашних и диких животных. Активизировать словарь (глаголы, прилагательные). Развивать мелкую моторику рук.

На асфальт нанесены символические изображения елки и дома.

Взрослый предлагает вспомнить домашних и диких животных, рассказать, где они живут, какую пользу приносят. Сообщает, что животные не могут найти свой дом, и предлагает нарисовать диких животных в лесу – в деревне (под символом «дом»).

Выставляется наборное полотно картинки с изображением частей тела животных и задает вопрос«Чьи части тела вы узнали?» ( При ответе дети используют притяжательные прилагательные: лисий хвост, медвежье ухо, коровье копыто и т. д.)

«Один – много».

Цель. Упражнять в образовании имен существительных родительного падежа множественного числа. Развивать мелкую моторику рук.

(Потребуется наборное полотно)

Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением фруктов (одного или нескольких). Предлагает назвать, каких фруктов много (апельсинов, яблок, лимонов, мандаринов, и нарисовать их на асфальте.

«Повтори штриховку».

Цель. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику рук.

Детям раздаются заштрихованные геометрические фигуры. Такие же фигуры, но не заштрихованные изображены на асфальте.

Взрослый описывает геометрическую фигуру. Ребенок, имеющий такую же фигуру подходит к такой же, нарисованной на асфальте и, заштриховывает ее.

084c9da3e849e9bf7ffde456006ff111-0.jpg084c9da3e849e9bf7ffde456006ff111-1.jpg

Советы  логопеда 

s 12